Заявка на участие

Заявка на участие в республиканском конкурсе На присвоение статуса «Республиканская стажировочная площадка по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа »

 

Название проекта:  «Разработка и апробация эффективных моделей поликультурного и межконфессионального образования (в т.ч. организационных на региональном и муниципальном уровне)»

Авторы проекта, контакты (тел., адрес эл. почты):

  • Баталова Сажида Растамовна
    • к.п.н., доцент, научн. рук. школы диалога национальных культур №19,
    • 2008-2010 гг — руководитель Байкальского центра культурного разнообразия и толерантности ФГОУ ВПО «Восточно- Сибирская государственная академия культуры и искусств»,
    • с 2010 г. – рук. Байкальского инновационного консалтингового центра «Культура +» ФГБОУ ВПО ВСГАКИ,
    • Председатель Экспертного Совета по качеству воспитательной работы ФГБОУ ВПО ВСГАКИ
    • Федеральный эксперт по общему и профессиональному образованию, качеству образования и информатизации образования.
    • Член Совета национальностей при Президенте Республики Бурятии.
    • Моб/тел 89149848271, е-mail sashida_64@mail.ru

 

  • Самсонов Виктор Серафимович
    • д.п.н., профессор, советник при ректоре ГОУ ВПО Бурятского государственного университета,
    • Моб/тел 89149821144, е-mail vsams77@mail.ru

 

  • Бадмаева Мэдэгма Гончиковна, зам.директора по УВР.

 


  

Разработка и апробация эффективных моделей

 поликультурного и межконфессионального образования

 

1. Обоснование актуальности выполнения проекта.

Национальный фактор всегда был одним из наиболее чувствительных индикаторов исторического состояния общества и государства, человека и этноса. К сожалению, современное российское общество подвержено тем же болезням, что и вся мировая цивилизация. В нашей великой державе, победившей фашизм, появились скинхеды, нетерпимость, ксенофобия, экстремизм, участились преступления, возникающие на национальной почве. Молодое поколение не имеет собственных идеалов и устойчивых духовно-нравственных принципов. В этом смысле, глобализация, ассимиляция, социально-экономические потрясения для этносов имеют крайне негативный эффект, разрывая духовные связи поколений, вымывая нравственные традиции семьи. А. Тойнби писал о России: «Ваша страна состоит из такого множества народов, разговаривающих на стольких различных языках и унаследовавших столь различные культуры, что они являются моделью мира в целом». И сегодня, боль­шин­ст­во образовательных сообществ в Рос­сии пред­став­ля­ют собой целые миры куль­тур­но­го мно­го­об­ра­зия и в каждом таком сообществе, по мере развития личностных отношений возникают проблемы межкультурных коммуникаций и толерантного поведения каждой личности. Тогда как социально-экономические преобразования в России требуют формирования человека нового тысячелетия с активной гражданской позицией, творческим потенциалом, профессионала своего дела, специалиста — решателя проблем, способного нести ответственность за окружающий мир и полноценно жить в поликультурном обществе. Необходимость решения фундаментальной задачи личностного формирования подрастающих поколений в аспекте их российской гражданской идентичности актуализирует вопросы гармонизации общегосударственных и национально-региональных интересов в сфере образования и воспитания. Существующая учебно-методическая база не отражает в полной мере эту проблему. Ее решение может быть достигнуто посредством внедрения моделей  и программ поликультурного и межконфессионального типа, в содержании которых должны гармонично сочетаться, являясь единым целым, специальные и культурологические знания как общечеловеческого и общероссийского формата, так и национально-регионального уровня. Именно на основе целостной системы поликультурного и межконфессионального образования можно  обеспечить формирование у детей дошкольного и школьного возраста чувства их принадлежности к российской гражданской нации без ущерба для развития их этнической самоидентичности. Реализация этого проекта имеет стратегическое значение для устойчивого политического, экономического и социального развития страны. Однако отсутствие качественно нового уровня научно-педагогических и педагогических кадров, готовых разработать модели и учебно-методическое сопровождение образовательной модели межнационального и межконфессионального взаимодействия и обеспечить эффективное внедрение в образовательный процесс, требует переподготовки и повышения квалификации в области поликультурного образования двух категорий педагогических работников – администрации и педагогов экспериментальных средних и дошкольных образовательных учреждений (в том числе и авторов поликультурных учебно-методических комплексов). Школа диалога национальных культур на этапе федеральной экспериментальной площадки в 2003–2008 гг. начала разработку интегрированного курса «Мировидение» для 1–11 класса и модели продуктивного межэтнического взаимодействия. В курсе «Мировидение» используется блочно-модульное построение предметов трех базовых блоков: естественнонаучного, культурологического и общественно-гуманитарного. При разработке модели были предложены реальные компоненты межэтнического взаимодействия, которые сегодня требуют дальнейшего научного анализа и доработки. Педагогическим коллективом школы накоплены достаточный интеллектуальный и творческий ресурсы и опыт экспериментальной деятельности на федеральном уровне для участия в разработке УМК такого типа. В 2002 году школе присвоен статус федеральной экспериментальной площадки для реализации проекта «Школа диалога национальных культур». Школа является победителем национального проекта «Образование» 2007 года и лучшей школой, внедряющей инновационные образовательные программы среди школ России. Кроме того, школа №19 является Центром этнокультурного (национального)  образования лаборатории этнопедагогики Педагогического института Бурятского государственного университета и экспериментальной культурологической площадкой Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств и активно осуществляет сетевое взаимодействие с учеными, сельскими поликультурными школами Бурятии, национально-культурными центрами и автономиями республики. Коллектив и Попечительский совет школы готовы создать все необходимые условия для создания республиканской стажировочной площадки по разработке и апробации эффективных моделей поликультурного и межконфессионального образования. При разработке данного проекта мы опирались на Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О языках народов РФ»; Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации; Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года; Национальную доктрину образования в Российской Федерации (на период до 2025 года), Концепцию развития поликультурного образования в Российской Федерации, Декларацию принципов терпимости ЮНЕСКО, ряд положений о диалектике культурного разнообразия и толерантности в современном глобализационном процессе. В соответствии с Концепцией развития поликультурного образования в РФ, этнокультурное самосознание группы и этнокультурная идентичность индивида должны быть органично встроены в национальное самосознание на базовом политическом уровне субъекта федерации; этнокультурные интересы всех групп и отдельных граждан должны быть обеспечены и защищены на этом национально-территориальном уровне гражданской нации. Таким образом, миссия проекта заключается в следующем: от национального самосознания каждой этноличности через межэтническое и межконфессиональное продуктивное взаимодействие к общероссийской гражданской идентичности «Мы вместе в единой России!»

1.1. Цели и задачи реализации проекта:

Цель проекта: Разработка и апробация эффективных моделей поликультурного и межконфессионального образования, в том числе образовательных программ в системе общего и дошкольного образования путем интеграции научно-педагогического и педагогического ресурсов вузов культуры (ФГБОУ ВПО ВСГАКИ), образования (ГОУ ВПО БГУ) и образовательных учреждений (школа №19 с группами дошкольного образования,  ДОУ №64, школы диалога культур с. Старый Онохой и с. Хасуртай, с. Ацагаты) и национально-культурных центров и автономий. Задачи проекта: 1. Анализ современных подходов к поликультурному и межконфессиональному образованию и формированию гражданской идентичности личности  в поликультурной среде в системе общего и дошкольного образования. Проведение независимых социологических опросов по проблемам толерантности, межэтнического и межконфессионального взаимодействия в подростковой и молодежной  образовательной среде. 2. Разработка эффективных моделей для педагогов  системы дошкольного и общего образования, повышения квалификации педагогических работников по вопросам поликультурного и межконфессионального образования. Разработка учебно-методических и контрольных материалов, курсов «Толерантность – российская модель», «Религии мира и добра», «Мировидение» и др. Разработка практических рекомендаций для педагогов  системы дошкольного образования; для педагогов  системы общего образования. 3. Создание дистанционной методической площадки «Байкальская модель толерантности» педагогических работников системы общего и дошкольного образования на сайте ВСГАКИ и Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия www.Baikal-tolerance.ru для формирования и культивирования идей духовного сотрудничества участников межкультурного взаимодействия, создания обстановки межнационального согласия, общероссийского патриотизма. 4. Проведение курсов повышения квалификации педагогических работников системы общего и дошкольного образования в Байкальской школе толерантности по вопросам создания эффективных моделей поликультурного и межконфессионального образования, разработки совместных программ и проектов, и формирования гражданской идентичности в поликультурной среде. 5. Организация и проведение школой диалога национальных культур №19, волонтерами ГОУ ВПО БГУ и Ассоциацией студенческих организаций «Байкальские кедры» ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, представителями национальных сообществ и религиозных конфессий 16 ноября 2012 г республиканской акции «Мы живем в России», в том числе: – организационно-методическое сопровождение, презентация проектов слушателей Байкальской школы толерантности и вручение сертификатов; – информирование целевой аудитории, аренда помещения, питание участников, проживание участников; –  разработка и подготовка конкурсных, информационных, методических (странички на сайте www.Baikal-tolerance.ru, газета школьного и студенческого самоуправления «Байкальские кедры» и т.д.), мультимедиа и и других раздаточных материалов,  освещение о ходе мероприятия в СМИ и Интернет.

 

2. «Организация и проведение курсов повышения квалификации педагогических работников общего и дошкольного образования по разработке и апробации эффективных моделей поликультурного и межконфессионального образования» 2.1.  Содержание выполняемых работ (оказываемых услуг). Требования, предъявляемые к выполняемым работам (оказываемым услугам), их результатам, исполнителю, отчетным материалам:

Номер этапа работ (услуг)

Наименование работ (услуг)

Виды работ (услуг)

Требования, предъявляемые к работам (услугам):

Параметры, определяющие качество заказываемых работ (услуг). При необходимости указывается также срок выполнения (оказания) отдельных видов работ (услуг)

Параметры, определяющие: количественные (и/или объемные, структурные и иные) характеристики.

1

2

3

4

5

I

Цель: Воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях — этнокультурном и национально-территориальном (на примере Республики Бурятия)

 

I.1. Анализ современных подходов к разработке моделей поликультурного  и межконфессионального образования в системе общего и дошкольного образования            1.2. Проведение независимых социологических опросов по проблемам толерантности, межэтнического и межконфессионального взаимодействия в подростковой и молодежной  образовательной среде I.1.1. Анализ Федеральных государственных требований дошкольного образования и Федеральных государст­венных образовательных стандартов общего и дошкольного образования с точки зрения эффективности реализуемых моделей поликультурного и межконфессионального образования Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме формирования гражданской идентичности за период последних 10 лет.Сопоставление «Концепции развития поликультурного образования» с содержанием Федеральных государственных требований общего и дошкольного образования и ФГОС начального образования. Анализ обсуждения ФГТ ДО и ФГОС в средствах массовой информации. Не менее 50 источников (из них не менее 5 зарубежных источников), за последние 10 лет.Аналитическая справка, обобщающая результаты анализа отечественной и зарубежной научной литературы по поликультурному  и межконфессиональному образованию в системе общего и дошкольного образования за период последних 10 лет. (объем не менее 1 п.л.)
I.1.2. Анализ уровня сформированности ценностно–мировоззренческих установок и уровня толерантности выпускников системы дошкольного образования. Разработка диагностических материалов.Проведение диагностирования в 3–х школах Республики Бурятия.Обеспечение количественно релевантного диагностического материала,Соответствие методов и инструментария  диагностирования психолого-возрастным характеристикам детей. Определение уровня сформированности ценностно–мировоззренческих установок и уровня толерантности выпускников сис­темы дошкольного образования. Сопоставление результатов диагностирования в 3 ДОУ муниципальных образований РБ. Охват – 3 субъекта образования РБ; не менее 100 выпускников ДОУ.Аналитическая справка, отражающая результаты анализа уровня поликультурного  и межконфессионального образования в системе общего и дошкольного образования. (объем не менее 2 п.л.)
I.1.3. Анализ уровня сформированности ценностно–мировоззренческих установок и уровня толерантности выпускников системы  общего образования. Разработка диагностических материалов.Проведение диагностирования в 3 субъектах образования РБ.Обеспечение количественно релевантного диагностического материала,Соответствие методов и инструментария  диагностирования психолого-возрастным характеристикам детей. Определение уровня сформированности ценностно–мировоззренческих установок и уровня толерантности выпускников системы начального образования. Сопоставление результатов диагностирования в 3 субъектах образования РБ. Охват – 3 муниципальных образования РБ; не менее 100 выпускников школ.Аналитическая справка, отражающая результаты анализа уровня поликультурного  и межконфессионального образования в системе общего и дошкольного образования. (объем не менее 1 п.л.)

II.

Цель: формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности многонационального народа России.
2.1. Разработка и апробация моделей поликультурного  и межконфессионального образования на базе Байкальской школы толерантности 2.1. Подготовка программы и учебно-методических материалов для педагогов системы дошкольного образования:Модули «Ожерелье Байкала», «Радужка», «Вместе веселошагать!»2.2. Подготовка программы и учебно-методических материалов для педагогов системы общего  образования: – «Религии мира и добра», – интегрированного курса «Мировидение» – Мы разные, но мы – вместе! Включение в структуру Программы:-  теоретического блока (концептуальные основы ре­шения проблемы),- организационно-методического блока (пути, направ­ления и технологии реализации психолого-педагогиче­ского сопровождения реализации концепции поли­культурного образования в условиях развивающего и учебно-воспитательного процессов  учреждений до­школьного и общего образования),- нравственно-гуманистического блока (пути форми­рования общечеловеческих, общегосударственных и национально-культурных ценностей в учебном про­странстве), —  технологического блока (методика взаимодействия   педагогов, психологов, участников учебно-воспита­тельного процесса в процессе поликультурного обра­зования), — компетентностного блока (развитие    готовности пе­дагога к реализации концепции  поликультурного об­разования).Учебно-методические материалы должны включать: —        Учебно-методический комплекс; —        Учебно-методическое пособие (указания); УММ должны соответствовать ФГТ ДО, ФГОС и «Концепции развития поликультурного образования». Программы повышения квалификации для педагогов системы дошкольного образования, учебно-методические материалы, общий объем – не менее 2 п.л.Не менее 72 учебных часов.  Программа повышения квалификации для педагогов системы общего образования, учебно-методические материалы, общий объем – не менее 3 п.л. Количество учебных часов — не менее 72.
2.3.            Оборудование передвижного мультимедиа-кабинета для выездов агитпоезда «Диалог равных» в сельские муниципальные образовательные учреждения Мобильный компьютерный комплексМКК-26 (25+1) с акустической системой и многофункциональным устройством предназначен для проведения презентаций, лекций, семинаров-тренингов, в любых аудиториях и помещениях, специально не оборудованных для оснащения их компьютерами. Мобильный компьютерный комплекс (тележка-сейф, 25 ноутбуков для обучающихся, ноутбук повышенной мощности для преподавателя, точка беспроводного доступа, проектор, многофункциональное устройство)
2.4.            Подготовка практических рекомендаций для педагогов системы дошкольного образования  2.5. Подготовка практических рекомендаций для педагогов системы общего образования Использование в основе разработки психолого-педагогических рекомендаций по тематической стратегии содержания образовательных программ, призванной содействовать формированию общенациональных культурных ценностей, как для групповой, так и для индивидуальной   работы методов активного обучения (лекции-беседы, семинары, дискуссии, методы разбора конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические упражнения и тренинг, тестирование анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощуще­ний, тренинговые занятия и видеотренинг) и методов индивидуальной работы с личностью и т.д.Включение в разработку направления   систематической подготовки и переподготовки специалистов – педагогов,   психологов, медиков,  участвующих в ее реализации через серию семинаров по разъяснению целей и задач концепции  поликультурного и межконфессионального образования, обучение основным методам ее реализации и спо­собам оценки результатов этой реализации Практические рекомендации для педагогов системы дошкольного образования, объем не менее 2 п.л.    Практические рекомендации для педагогов системы общего образования, объем не менее 2 п.л.

III.

Цель: Создание мультикультурного и поликультурного информационного пространства для обсуждения вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений, толерантности, российской идентичности и выработки новых идей и моделей взаимодействия.
3. Создание мультикультурного и поликультурного информационного пространства 3.1. Организация и проведение семинара для специалистов системы дошкольного образования. Доведение программы семинара до сведения уполномоченных представителей органов управления образованием в субъектах Российской Федерации.В программу семинара должно быть включено  обсуждение практических вопросов, касающихся  гражданской идентичности и вопросов, касающихся разработанной программы повышения квалификации работников системы дошкольного образования., порядка взаимодейст­вия участников, требований к плановым и отчетным документам.Обеспечение: подготовки программы и раздаточных материалов семинара, выполнения программы,   организации питания и проживания участников; копирования и распространения раздаточных материалов; предоставления помещений и необходимого оборудования (включая компьютеры, копировальное, презентационное оборудование, доступ в Интернет) для проведения семинаров; распространения информации для участников семинаров. Охват – не менее 15-ти районов РБ; общее количество участников – не менее 90 чел.,педагоги, учителя–экспериментаторы общеобразовательных школ, школьники 1-10 кл., зам. директора по воспитательной и социальной работе школ, педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений, члены Попечительских Советов, активисты школьных, молодежных общественных организацийнационально-культурные автономии и центры Республики Бурятия, представители религиозных конфессий (Христианство, Буддизм, Ислам, Иудаизм), АСО «Байкальские кедры».продолжительность – 3 дня: Информационное письмо в РУО и ГУО РБ Место и конкретные сроки  устанавливаются по согласованию с Заказчиком. Количество докладов – не менее 15. Отчет о проведении семинара  (не менее 2 п.л.). Списки участников семинара.
3.2. Организация и проведение семинара для спе­циалистов системы общего образования по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений, толерантности, единства культурного разнообразия и др. разработка программы проведения семинара, которая содержит: цель, задачи, место и дата проведения, условия участия, тематику семинара, обсуждаемые вопросы.разрабатывает информационное письмо и рассылает его  уполномоченным представителям органов управления образованием в районах РБ.В программу семинара будет включено  обсуждение практических вопросов, касающихся поликультурного и межконфессионального взаимодействия и вопросов, касающихся разработанной программы повышения квалификации работников системы общего образования, порядка взаимодейст­вия участников, требований к плановым и отчетным документам.Обеспечение: подготовки программы и раздаточных материалов семинара, выполнения программы, организации питания и проживания участников; копирования и распространения раздаточных материалов; предоставления помещений и необходимого оборудования (включая компьютеры, копировальное, презентационное оборудование, доступ в Интернет) для проведения семинаров; распространения информации для участников семинаров. Охват – не менее 15-ти районов РБ; общее количество участников – не менее 90 чел., продолжительность – 3 дня: информирование целевой аудитории, аренда помещения, питание участников, прожива­ние участников.Информационное письмо в РУО и ГУО РБМесто и конкретные сроки  устанавливаются по согласованию с Заказчиком.Количество докладов – не менее 15. Отчет о проведении семинара (не менее 2 п.л.). Списки участников семинара.
3.3. Подготовка выставки фото-композиций, рисунков, эссе «Диалог культур»Создание галереи рисунков на религиозные сюжеты «Лики толерантности» Выставка организуется по вопросам поликультурного  и межконфессионального образования для специалистов системы дошкольного и общего образования.На выставке представлены презентации учебно-методических материалов, разработанных педагогами–новаторами, и в экспериментальных школах диалога культур в целях развития поликультурного и межконфессионального взаимодействия и формирования российской гражданской идентичности.Программа проведения выставки включает:-        Тематику каждого стенда по каждому субъекту —        Пресс-релиз —        Список участников —        Организационные вопросы выставки. Исполнитель готовит и рассылает приглашения на выставку. Посетители выставки должны быть обеспечены всеми раздаточными материалами Длительность – 3 дня. Участники – из не менее 5 районных субъектов образования РБ.Фото–отчет (не менее 0,5 п.л.)
3.4. Организация работы сайта www.Baikal-tolerance.ru для специалистов системы общего и дошкольного образования по вопросам разработки моделей поликультурного и межконфессионального взаимодействия3.5. Обеспечение привлечения СМИ и ресурсов Интернета к освещению хода семинара. Выпуск газеты школьного и студенческого самоуправления «Байкальские кедры» Подготовка предложений по информационной поддержке моделей поликультурного образования.Формирование предложений в результате обсуждения разработанных моделей поликультурного образования.Проведение обсуждения с участием разработчиков моделей сетевого взаимодействия, поликультурного образования, представителей педагогической общественности, методистов и специалистов органов исполнительной власти РБ, осуществляющих управление в сфере образования.Определение методологии и принципов организации поддержки участников образовательного процесса через печатные и электронные средства массовой информации. сайт www.Baikal-tolerance.ru  Выпуск газеты школьного и студенческого самоуправления «Байкальские кедры»                   Отчет о привлеченных к освещению хода семинара СМИ и ресурсов Интернета, объем не менее 1 п.л.

IV.

Цель: организация стажировочной площадки педагогических работников для эффективной подготовки выпускников школы  к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни
4. Проведение курсов повышения квалификации педагогических работников системы общего и дошкольного образования по вопросам разработки моделей поликультурного  и межконфессионального образования 4.1. Организация и проведение курсов повышения квалификации педагогических работников системы общего образования по вопросам разработки моделей поликультурного  и межконфессионального образования Курсы повышения квалификации будут организованы и проведены в соответствии с разработанной программой.Курсы ПК будут проходить в аудиториях, оборудованных необходимыми демонстрационными средствами.Место проведения курсов ПК согласовываются с Заказчиком.Во время обучения слушатели обеспечиваются всеми необходимыми учебными материалами. По итогам проведения курсов слушатели презентуют проекты и модели поликультурного  и межконфессионального образования. Охват – не менее 15-ти районов РБ; общее количество участников КПК – не более 90 чел., продолжительность КПК – не менее 72 час.Отчет о проведении курсов повышения квалификации педагогических работников системы общего образования (общий объем – не менее 2 п.л.).Списки слушателей.
4.2. Организация и проведение курсов повышения квалификации педагогических работников системы дошкольного образования по вопросам формирования гражданской идентичности в поликультурной среде Курсы повышения квалификации должны быть организованы и проведены в соответствии с разработанной программой.Курсы ПК должны проходит в аудиториях, оборудованных необходимыми демонстрационными средствами.Во время обучения слушатели обеспечиваются всеми необходимыми учебными материалами.По итогам проведения курсов слушатели сдают контрольное тестирование. Охват – не менее 15-ти районов РБ; педагоги, учителя–экспериментаторы общеобразовательных школ, школьники 1-10 кл., зам. директора по воспитательной и социальной работе школ, педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений, члены Попечительских Советов, активисты школьных, молодежных общественных организацийобщее количество слушателей КПК – не более 90 чел., продолжительность КПК – не менее 72 час.Отчет о проведении курсов повышения квалификации педагогических работников системы общего образования (общий объем – не менее 2 п.л.).Списки слушателей.

V.

Цель: создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией
5. Организация и проведение ежегодной региональной акции «Мы живем в  России» 5.1. Подготовка акции «Мы живем в России» для специалистов системы общего и дошкольного образования (этно–флэшмобы, педагогический десант «Диалог равных»,Фотогалерея «Мы живем в России») Разработка программы проведения мероприятия, которая включает:-        Цели проведения мероприятия-        Тематика-        Место проведения —        Дата —        Условия участия —        Организационные вопросы —        Списки участников. Исполнитель согласовывает место проведения акции с Заказчиком. Информационное письмо рассылается в не менее чем 8 районов РБ.Программа проведения акции, объем не менее 0,3 п.л.Отчет о подготовке акции с приложением организационно-методических, информационных, конкурсных и иных материалов с их приложением (объем – не менее 2 п.л.)
5.2. Обеспечение привлечения СМИ к освещению хода мероприятия Информационное сопровождение акции.Освещение хода мероприятия в СМИ и Интернете. Привлечение к освещению хода акции не менее 3-х газет,   радио и телевидения, а также Интернет ресурсов. Отчет о привлеченных СМИ (не менее 0.5 п. л.)
5.3. Проведение республиканской акции «Мы живем в России» для специалистов системы общего и дошкольного образования Акция проводится в соответствии с разработанной программой.Исполнитель обеспечивает необходимую численность участников из числа специалистов системы общего и дошкольного образования.Обеспечено одноразовое питание участников акции.Участники обеспечиваются необходимыми раздаточными материалами и атрибутикой акции. По итогам проведения акции составляется отчет. Охват – не менее 8 ми районов Республики Бурятия; общее количество участников – не более 200 чел., продолжительность — 2 дня.Отчет о проведении акции (объем – не менее 2 п.л.)Списки участников.

Наименование работ (услуг)

Виды работ (услуг)

Результат работы (итог оказания услуги)

Состав отчетной документации, предоставляемой

Минобрнауки РБ

Общие требования к составу, форме и иные требования к  отчетной документации

Сроки пре­доставления отчетности

2

3

4

5

6

7

I.1. Анализ современных подходов к разработке моделей поликультурного  и межконфессионального образования в системе общего и дошкольного образования1.2. Проведение независимых социологических опросов по проблемам толерантности, межэтнического и межконфессионального взаимодействия в подростковой и молодежной  образовательной среде I.1.1. Анализ Федеральных государственных требований дошкольного образования и Федеральных государст­венных образовательных стандартов общего и дошкольного образования с точки зрения эффективности реализуемых моделей поликультурного и межконфессионального образования Результаты анализа Федеральных государственных требований дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандар­тов начального образования с точки зрения разработки моделей поликультурного  и межконфессионального образования, не менее 100 источников, за последние 10 лет. Аналитическая справка, обобщающая результаты анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме формирования гражданской идентичности за период последних 10 лет.(объем не менее 2 п.л.). Отчет о выполненных работах (оказанных услугах) по I этапу государственного контракта представляется на бумажном носителе, форматом А4 (2 экз.) и  на электронном носителе (CD с файлом в формате Microsoft Word).К отчету прилагается аннотация объемом 3-5 стра­ниц, описывающая ход выполнения работ и получен­ные результаты, механизм практического использования и применения результатов работ.В состав отчета входит презентация о выполненных работах в формате Microsoft PowerPoint (в элек­тронном формате).Отчет представляется в Минобрнауки РБ.

35 календарных дней

400

календарных дней

I.1.2. Анализ уровня сформированности ценностно–мировоззренческих установок и уровня толерантности выпускников системы дошкольного образования. Результаты анализа уровня сформированности ценностно–мировоззренческих установок и уровня выпускников системы дошкольного образования по 3-м субъектам Российской Федерации. Аналитическая справка, отражающая результаты анализа уровня сформированности ценностно–мировоззренческих установок и уровня выпускников системы дошкольного образования, объем не менее 2 п.л.
I.1.3. Анализ уровня сформированности ценностно–мировоззренческих установок и уровня толерантности выпускников системы  общего образования. Результаты анализа уровня сформированности ценностно–мировоззренческих установок и уровня выпускников системы  общего образования по 3-м субъектам РБ. Аналитическая справка, отражающая результаты анализа уровня сформиро­ванности ценностно–мировоззренческих установок и уровня выпускников системы общего образования. (объем не менее 2 п.л.)
2. Разработка программ по­вышения квалификации педагогических работников по вопросам разработки моделей поликультурного  и межконфессионального образования 2.1. Подготовка программы и учебно-методических материалов для педагогов системы дошкольного образования Программа для педагогов системы дошкольного обра­зования, не менее 72 учебных часов.Учебно-методические материалы.-  Модули «Ожерелье Байкала», «Радужка», «Вместе веселошагать!» Программы повышения квалификации для педагогов системы дошкольного образования, учебно-методические материалы, общий объем – не менее 3 п.л.часов – не менее 72. Отчет о выполненных работах (оказанных услугах) по II этапу государственного контракта представляется на бумажном носителе, форматом А4 (2 экз.) и  на электронном носителе (CD с файлом в формате Microsoft Word).К отчету прилагается аннотация объемом 3-5 страниц, описывающая ход выполнения работ и полученные результаты, механизм практического использования и применения результатов работ.В состав отчета входит презентация о выполненных работах в формате Microsoft PowerPoint (в электронном формате). Отчет представляется в Минобрнауки РБ
2.2. Подготовка программы и учебно-методических материалов для педагогов системы общего образования. Программа для педагогов системы  общего обра­зования, не менее 72 учебных часа.Учебно-методические материалы «Толерантность – российская модель», «Религии мира и добра», «Мировидение» Программа повышения квалификации для педагогов системы общего образования, учебно-методические материалы, общий объем – не менее 3 п.л.
2.5.            Оборудование передвижного мультимедиа-кабинета для выездов агитпоезда «Диалог равных» в сельские муниципальные образовательные учреждения Мобильный компьютерный комплексМКК-26 (25+1) с акустической системой и многофункциональным устройством предназначен для проведения презентаций, лекций, семинаров-тренингов, в любых аудиториях и помещениях, специально не оборудованных для оснащения их компьютерами. Смета расходов на приобретение оборудования
2.4.  Подготовка практических ре­комендаций для педагогов системы дошкольного образования Практические рекомендации для педагогов системы дошко­льного образования Практические рекомендации для педагогов системы дошкольного образования, объем не менее 2 п.л.
2.5. Подготовка практических ре­комендаций для педагогов системы общего образования Практические рекомендации для педагогов системы общего образования Практические рекомендации для педагогов системы общего образования, объем не менее 2 п.л.
3. Создание мультикультурного и поликультурного информационного пространства 3.1. Организация и проведение регионального семинара для специалистов системы дошкольного обра­зования по вопросам разработки моделей поликультурного  и межконфессионального образования Организован и проведен семинар для специалистов системы дошкольного обра­зования. Информационное письмо в районы РБОтчет о проведении семинара (не менее 2 п.л.).Списки участников семинара.

400 календарных дней

3.2. Организация и проведение семинара для специалистов системы общего образова­ния по вопросам разработки моделей поликультурного  и межконфессионального образования. Организован и проведен семинара для специалистов системы общего образова­ния. Информационное письмо в районы РБ.Отчет о проведении семинара  (не менее 2 п.л.).Списки участников семинара.
3.3. Подготовка выставки Выставка учебных, фото, инфор­мационных  и др. раздаточных материалов. Фотоотчет (не менее 0,5 п.л.)
3.4. Обеспечение привлечения СМИ и ресурсов Интернета к освещению хода семинара. Освещение хода семинара СМИ и ресурсами Интернета. Отчет о привлеченных к освещению хода семинара СМИ и ресурсов Интернета, объем не менее 1 п.л..
4. Проведение курсов повышения квалификации педагогических работников системы общего и дошкольного об­разования по вопросам к разработке моделей поликультурного  и межконфессионального образования 4.1. Организация и проведение курсов повышения квалификации педагогических работников системы общего образования по вопросам формирования гражданской идентичности в поликультурной среде Организованы и проведены курсы повышения квалификации педагогических работников системы общего образования по вопросам формирования гражданской идентичности в поликультурной среде Отчет о проведении курсов повышения квалификации педагогических работников системы общего образования (общий объем – не менее 2 п.л.).Списки слушателей.
4.2. Разработка программ и УМК курсов повышения квалификации педагогических работников системы общего и дошкольного образования по вопросам формирования гра­жданской идентичности в поликультурной среде Программы и УМК курсов повышения квалификации педагогических работников системы общего и дошкольного образования Программа повышения квалификации педагогических работников системы общего и дошкольного образования, объем не менее 1 п.л. Учебно-методические материалы спецкурсов повышения квалификации педагогических работников системы общего и дошкольного образования, объем не менее 1 п.л.
4.2. Организация и проведение курсов повышения квалификации педагогических работников системы дошкольного и школьного образования по вопросам формирования гражданской идентичности в поликультурной среде Организованы и проведены курсы повышения квалификации педагогических работников системы дошкольного и школьного образования Отчет о проведении курсов повышения квалификации педагогических работников системы дошкольного и общего образования (общий объем – не менее 2 п.л.).Списки слушателей.
5. Организация и проведение ежегодной региональной акции «Мы живем в  России» 5.1. Подготовка  акции «Мы живем в России» для специалистов системы общего и дошкольного образования. Проведена региональная акция «Мы живем в России» Информационное письмо отсылается в Минобр РФ и РБ.Программа проведения акции, объем не менее 0,5 п.л.Отчет о подготовке акции с приложением организационно-методических, информационных, конкурсных и иных материалов с их приложением (объем – не менее 2 п.л.)
5.2. Обеспечение привлечения СМИ к освещению хода мероприятия Информационное сопровождение акции Отчет о привлеченных СМИ (не менее 0.5 п. л.)
5.3. Проведение региональная акции «Мы живем в  России»для специалистов системы общего и дошкольного образования Отчет о проведении акции (объем – не менее 2 п.л.)Списки участников.

Технологии поликультурного и межконфессионального образования предполагают:

  • отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;
  • отношение к учебному заведению как к целостному поликультурному и межконфессиональному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры;
  • обоснование культуры как средства, вооружающего личность умениями постигать причины, тенденции социальных преобразований в поликультурном и межконфессиональном обществе, помогающего целенаправленно, эффективно в них участвовать путем самореализации сущностных сил и способностей.

Механизмы реализации проекта включают:

  • Создание моделей продуктивного межэтнического и межконфессионального сотрудничества, диалога культур,  мультикультурной и поликультурной  образовательной среды и др.
  • Разработку программ в области образования, содействующих лучшему и более глубокому пониманию важности охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения. Разработку кур­сов, разъ­яс­няю­щих при­ро­ду прав чело­ве­ка и фор­мы про­яв­ле­ния не­тер­пи­мо­сти через изучени­е ме­ст­ных си­туа­ций и их оцен­ки в све­те ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вых норм и на­цио­наль­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва.
  • Проведение лекториев, семинаров (в том числе и выездных), круглых столов и социальных акций, дней национальных культур и презентаций землячеств, способствующих диалогу культур, межнациональному и межконфессиональному взаимодействию и т.д.
  • Создание единого сайта и форума для обсуждения проблем толерантности, межнациональных и межконфессиональных отношений, мигрантов и т.д.
  • Мониторинг, обобщение и распространение положительного опыта преодоления социально-психологической напряженности, профессиональный и независимый анализ причин возникновения конфликтных ситуаций, проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение конфликтов.
  • Разработку, дизайн и серийное производство мультимедийной,  информационной, полиграфической поликультурной продукции.

Инновационные идеи проекта: Байкальская школа толерантности, привлечение АСО «Байкальские кедры», социальные акции «Диалог равных»,  инновационная образовательная программа «Мы — вместе», инновационные формы межкультурного, межэтнического и межконфессионального сотрудничества, этно-мониторинг образовательной среды и образовательного процесса, культурные и образовательные продукты и услуги участников проекта. Результативность проекта (индикаторы, измерители, изменение ситуации). а) Целевой индикатор и показатель направления деятельности в рамках проекта, достижению значений которых будет способствовать реализация проекта: 1. Уровень доступности образования, в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья. 2.Уровень соответствия образования современным стандартам. Показатели: 1. Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей. 2. Доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности учителей б) Область практического использования и применения результатов выполнения работ (оказания услуг) в системе образования с указанием конкретных категорий специалистов,  конкретных  уровней и ступеней образования, пользователей  результатов работ (услуг): полученные результаты могут быть использованы при разработке и реализации государственной Концепции и Программ поликультурного и межконфессионального образования, применяться при проектировании поликультурных программ дошкольного и общего образования, при разработке и экспериментальной апробации соответствующих учебников и учебных материалов, при проведении конференций и семинаров по проблемам формирования гражданской идентичности. в) Результаты выполненных работ могут быть использованы: 1) руководящими и педагогическими работниками системы дошкольного, общего и дополнительного образования; 2) психологами и социальными работниками образовательных учреждений; 3) образовательными учреждениями высшего профессионального образования при подготовке кадров по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям; 4) руководителями и специалистами учреждений управления образованием. Основные риски при выполнении и способы решения Экономические риски (к=0,4) возникнут в случае изменения стоимости типографских услуг, роста цен или неполного финансирования проекта и могут оказать влияние на уровень дизайна, объем и количество выпускаемой печатной продукции. Действие риска может быть ограничено при своевременном согласовании и корректировки заказов со всеми партнерами и при привлечении дополнительных средств партнеров по проекту, а также при поддержке деятельности Байкальской школы толерантности Министерства образования и науки РБ. Важным фактором риска являются человеческие ресурсы (к=0,2), здесь интеллектуально–творческий потенциал ученых, педагогов и студентов должен быть достаточно высоким для разработки креативных идей и инновационных моделей поликультурного и межконфессионального образования подрастающего поколения. Данный риск снижен за счет участия в проекте группой профессионалов высокого уровня в области культурологии, поликультурного и межконфессионального образования, социокультурной деятельности – кандидатами и докторами наук. Возможно также слабая активность участников конкурса и разработчиков пилотных проектов БШТ, а также низкий уровень осведомленности о проекте в школах и молодежных организациях, что можно исправить при координации усилий партеров проекта, Министерства образования и науки РБ, Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, Администрации школ. Кроме того, творческая группа Байкальской школы толерантности имеет успешный опыт реализации федеральных проектов, деятельность БШТ основана на высоком профессионализме ученых и преподавателей, качестве обучения и оригинальных творческих продуктах.             Опыт инновационной деятельности. Баталова Сажида  Растамовна, руководитель проекта

№ п/п

Наименовние работы, ее вид

Выходные данные (привлеченные средства, уровни успешности)

Б) Проекты
1. Образовательный  проект  «Разработка модели межэтнического взаимодействия» Государственная поддержка некоммерческих организаций – Москва, Администрация Президента РФ: № 628 РП от 15 дек. 2006 г. 114 тыс руб
2 Образовательный проект «Создание Центра развития национальных культур народов Бурятия на базе МОУ средней школы №19» Победитель среди общеобразовательных школ России, внедряющих инновационные образовательные программы. Приказ Минобрнауки России от 20 мая 2007 г № 159.Акт внедрения Минобрнауки РБ от 19.02.2010 г 1 млн руб
3 Образовательный проект «Модель новой системы оплаты труда пед работников МОУ «Средняя школа №19» Победитель среди общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, вступивших в эксперимент по введению новой системы оплаты труда педагогических работников.Акт внедрения Минобрнауки РБ от 19.02.2010 г
4 Региональный проект «Создание сетевого Ресурсного центра  по подготовке квалифицированных рабочих кадров для высокотехнологичных производств» Региональный проект поддержки СПО Президента Респ. Бурятия. – Улан-Удэ, 2008. 19 млн руб
5 Бизнес-план и инновационная образовательная программа «Экология мастерства, бизнес и предпринимательство – путь к построению профессиональной карьеры будущего рабочего строительного профиля» ГОУ НПО «Профессиональное училище № 18» Победитель Всероссийского конкурса среди государственных образовательных учреждений среднего и начального профобразования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование». Приказ №316 Минобрнауки РФ от 27 октября 2008 года.Акт внедрения Минобрнауки РБ от 01.02.2010 г 26,9+26,9млн руб
6 Проект «Байкальская школа толерантности» 2008,2009 гг Региональный проект при поддержке Администрации Президента и Правительства РБАкт внедрения Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства РБ 30 тыс руб
7 Проект по созданию интерактивного веб-сайта «Baikal-tolerance» 2010–2011 г Региональный проект при поддержке Администрации Президента и Правительства РБАкт внедрения Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства РБ 70 тыс руб
8 Проект «Межвузовский Этно-форум-2009» Региональный проект при поддержке Администрации Президента и Правительства РБАкт внедрения Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства РБ 25 тыс руб
9 Проект «Организация агитпоезда «Диалог равных»» 2010–2011 гг Республиканская межведомственная программа «Байкальское милосердие в Республике Бурятия в 2010-2011 гг» Фонд поддержки детства г. Москва и МВДАкт внедрения 330 тыс руб
В) учебно-методические работы
  1. 7
Творческое развитие дошкольника : учеб. пособие для воспитателей (учебное пособие) Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2006. – 88 с.
  1. 8
 Национально-культурные автономии  и центры РБ [Электронный ресурс] (Информационно-справочное пособие) Национально-культурные автономии и центры Республики Бурятия [Электронный ресурс] : информ.-справ. пособие / сост. С. Р. Баталова. – электрон. дан. (2 Гб) – Улан-Удэ : Изд-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010.
  1. 0
Система  модульно-рейтинговой оценки продуктивности воспитательного процесса вуза культуры (методическое пособие) Улан-Удэ: Изд-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2010. – 65 с.
Создание Байкальской модели межэтнической толерантности Улан-Удэ: Изд-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2010. – 54 с.
  1. 2
Инновационные модели по формированию толерантности молодежи (из опыта работы Байкальского центра культурного разнообразия и толерантности ФГОУ ВПО ВСГАКИ) Улан-Удэ: Изд-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2010. – 68 с.
  1. 3
Менеджмент этнокультурного центра[Электронный ресурс] (Учебно-справочное электронное пособие) Менеджмент этнокультурного центра [Электронный ресурс] : учеб. информ.-справ. пособие / сост.: С.Р. Баталова, А.С. Кулигина. – электрон. дан. (1.5 Гб). – Улан-Удэ : Изд-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010.
  1. 4
Культура татар [Электронный ресурс] (Мультимедиа хрестоматия) Культура татар [Электронный ресурс] : учеб. справ.-библиогр. пособие / сост.: С.Р. Баталова, М.В. Михайлова. – электрон. дан. (2,1 Гб). – Улан-Удэ : Изд-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010.
Г) студенты, магистранты, аспиранты
Ресурсное обеспечение воскресной школы этнокультурного центра

2010

Дипломная работа отл Михайлова М.В.
Ресурсное обеспечение деятельности менеджера этнокультурного центра

2010

Дипломная работа отл Кулигина А.
Внедрение мультимедийных и анимационных технологий в деятельность этнокультурного центра

2010

Дипломная работа отл Кузнецова О
Проведение национальных свадебных обрядов, как маркетинговая услуга этнокультурного центра: технология и организация

2010

Дипломная работа отл Данькина Л.
Роль народного праздника в деятельности национальной культурной автономии

2010

Дипломная работа отл Мишкилеева О.А.
Нормативно–правовая база развития национально–культурной автономии

2011

Дипломная работа отл Пасенчук В.
Доклад «Развитие и трансформация народной культуры»

Апрель 2011

Секция НХК «Традиционная культура народов Сибири и центральной Азии»

1 место

Михайлова М.В., магистрант
Доклад «Инновационные модели по формированию этнокультурной идентичности студенческой молодежи» Апрель 2011 Секция «Педагогика и психология»

3 место

Михайлова М.В., магистрант
Проект «Создание модели культурно–спортивного этнокомплекса «Саяны», посвященного 350–летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства 26 Апреля 2011 Секция ИИТЭУ,Конкурс «Культура города Улан–Удэ в 2011–2015 гг и до 2020 г.: идеи молодых»

2 место

1 место

 

Михайлова М.В., магистрант

Создание модели по формированию гражданской идентичности молодежи  в поликультурном обществе, Май 2011 г, диплом

«Национальное достояние России» – 2011 г

Михайлова М.В., магистрант
Июнь 2011Лауреат премии мэра г. Улан–Удэ 2011 г Михайлова М.В., магистрант
Д) конференции, форумы, семинары
Круглый стол «Проблемы и перспективы развития хореографического образования и этнохореографии в Восточной Сибири»

2010

23 сентябрь

Стратегия и преспективы развития взаимосотрудничества НКА и НКЦ с инновационными структурами ВСГАКИ в области этнохореографии»
Круглый стол по культурологии К 50 лет юбилею академии
Семинар для ПДО «Инновационные модели создания образовательной среды»

1,2

2010–2011

Республиканский центр эстетического воспитания детей и молодежи
Семинары Школы кураторов, Байкальской школы толерантности

2008–

2011

фГОУ ВПО ВСГАКИ
Организация семинаров в агитпоезде «Диалог равных»

8 семинаров

8 договоров

Межведомственная программа «Байкальское милосердие»
Обучающий семинар «Роль педагога в формировании толерантности среди обучающихся НСПО»

27–28 января 2011 г

КаменскГОУ СПО «Каменский техникум строительства и предпринимательства»
Национально–культурные центры академии и инновационные методы популяризации традиционной культуры

16 ноября

2010

Правительство РБ, круглый стол «Бурятия – территория толерантности»
VI районный слет ассоциации детско–молодежных инициатив Заиграевского района РБ

22 апреля 2011 г

Заиграево

Социальные инновации и проектирование
Круглый стол «Бурятия многонациональная: строительство мультикультурного общества в условиях глобализации»

27 мая 2011 г

Правительство Республики Бурятия
Семинары «Вопросы реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы

7 июля 2011 г

Видеоконференции Webinar

Рабочая группа проекта: 1.Татарова Светлана Петровна, доктор социологических наук, профессор кафедры социокультурной деятельности ФГБОУ ВПО ВСГАКИ; 2. Харитонова Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурной деятельности ФГБОУ ВПО ВСГАКИ; 3. Кургузов Владимир Лукич, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии ГОУ ВПО ВСГТУ; 4. Самсонов Виктор Серфимович, доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО БГУ 5. Лыгденова Валентина Базаровна, к.п.н, доцент, зав. лабораторией этнопедгогики Педагогического Института ГОУ ВПО БГУ 6. Совет студенческих национально-культурных центров Ассоциации студенческих организаций «Байкальские кедры». 7. Егорова Светлана Александровна, воспитатель дошкольной группы СОШ №19

  1. Выдрина Людмила Владимировна, учитель-экспериментатор истории и обществознания СОШ №19, победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель-2008»
  2.  Шабанов Олег Семенович, учитель-экспериментатор истории и обществознания СОШ №19, победитель Республиканского конкурса «Педагогическая элита», 2009 г.
    1. Данилова Светлана Гармаевна, зам. директора по социальной работе, заслуженный  учитель РБ.
    2.  Бальжанова Фаина Васильевна, учитель-экспериментатор начальных классов  СОШ №19, победитель Республиканского конкурса «Педагогическая элита», 2009 г.
    3. Аюшеева Дарима Раднаевна, учитель- экспериментатор русского языка и литературы СОШ № 19, призер городского конкурса «Лучший по достижениям», 2009г.